Главная » 2014 » Декабрь » 10 » Река Кишон: очищается и привлекает туристов
15:35
Река Кишон: очищается и привлекает туристов

Река Кишон хорошо известна во всём Израиле, как самый загрязнённый водоём страны. А началось всё ещё в тридцатые годы прошлого века. Именно тогда, правившие в нашей стране британцы приняли вполне колониальное решение построить недалеко от берегов реки нефтеперерабатывающий завод. Позднее уже с созданием государства Израиль к нему добавились химические предприятия. Все они бесконтрольно сбрасывали в реку вредные вещества на протяжении десятков лет."" На позапрошлой неделе министерство по защите окружайщей среды опубликовало данные о состоянии воздуха в различных уголках страны. Самым загрязнённым городом Израиля достаточно ожидаемо оказалась Хайфа.

Спустя несколько дней состоялось экстренное заседание хайфского горсовета, в котором принял участие генеральный директор министерства. Он озвучил обнадёживающую информацию – по сравнению с 2013 годом в 2014 году уровень загрязнения уменьшился на 30%. Это свидетельствует о том, что проводится работа по изменению ситуации.

 

Одним из примеров стал пресс-тур для русскоязычных журналистов и блогеров, проведённый на днях. Он начался с Управления водными ресурсами реки Кишон. Штаб Управления находится в порту «Мааган Кишон». Оно было создано в 1994 году правительством Израиля. Его руководитель Шарон Нисим рассказала о громадной работе, которая проводится по очистке реки Кишон. Не всем известно, что река Кишон довольно протяжённая по израильским меркам – её длина примерно 70 километров, а недалеко от устья имеется её самая широкая часть – 90 метров. Она начинается в районе палестинского Дженина и впадает в Средиземное моря в районе порта «Мааган ха-дайг». У реки немало притоков, которые у многих на слуху: Шофэт, Адашим, Ципори, Гдура, Саадия. Задача Управления не только добиться полного прекращения вредных стоков и очистки реки, но и превратить территорию прилегающую к Кишону в большой парк. И это у Нисим сотоварищи уже получается. Несколько парков уже существуют и пользуются популярностью особенно в выходные дни – это парки Эльрои, Амаким и в устье реки Кишон.

Парк Кишон проходит параллельно 500 метрами берега реки Кишон там где она впадает в Хайфский залив. Его площадь составляет 33 дунама. Здесь имеются уголки для пикников, небольшая детская площадка. Во время периода перелёта здесь можно наблюдать за птицами, которые останавливаются ненадолго, чтобы подкрепиться речной рыбой.

Парк «ха-Амаким» находится рядом с одноимённым перекрёстком, не доезжая до Кирьят-Тивона. Здесь сохранился железно-дорожный мост, построенный в 1905 году. Рядом с ним можно обнаружить огромный эвкалипт. Здесь проложены дорожки вдоль реки Кишон, которые позволяют совершать приятные пешеходные прогулки. Здесь проходит велосипедная дорожка, соединяющая Кирьят-Харошет и перекрёсток Ягур. Постепенно она будет продлена до шоссе Дерех Гистадрут.

Парк Эльрои. Здесь имеется небольшой парк, центром которого является чистый источник, воды которого впадают в реку Кишон. Рядом с ним растёт большое шелковичное дерево. Рядом с парком можно обнаружить и фрагменты железно-дорожной ветки «Дорога Долины». Под эгидой Управления водными ресурсами реки Кишон здесь была проложена пешеходная тропа и смотровая площадка вдоль реки.

В ближайшие годы будет создан парк Нешер с искусственными озёрами. Шарон Нисим рассказала о непростой борьбе с компанией «Хани» (Комания израильских портов).

В планах «Хани» соорудить асфальтированные площадки рядом с берегами Кишона и разместить на них контейнеры. Пока эти планы удалось предотвратить. Ситуация ухудшилась в связи с тем, что сорвалось соглашение о переводе в Кармиэль армейской школы «Техни». Её территория должна была впоследствии стать частью портовых площадей. В связи с этим взоры руководителей «Хани» по-прежнему устремлены на территорию устья реки, благодаря близости к Хайфскому порту. Впрочем, как рассказала Шарон Нисим есть и другие препятствия на пути превращения окрестностей реки в большой экологический парк. Речь идёт о разветвлённой сети подземных коммуникаций, поставляющих газ, горючее и др.

После знакомства с планами Управления водными ресурсами реки Кишон участники пресс-тура отправились на моторных лодках по реке Кишон, проплыв по ней несколько километров. Если бы не периодически встречающиеся недалеко от левого берега различные предприятия, то прогулка могла бы оставить достойное впечатление. Так по обеим берегам постоянно встречаются стаи птиц (цапли, лысухи, бакланы), черепахи и нутрии, а присутствие нескольких десятков рыбаков говорит о том, что в реке водится рыба. Речная прогулка может впоследствии привлечь массы туристов. Она проходит под мостами, как действующими, так и уже отработавшими свой срок. По обеим берегам видна буйная растительность. И если бы не химические предприятия…

По дороге нам встречается судно, похожее на металлический плот, с канадским флагом на матче. Это земснаряд компании EnGlobe, выигравшей конкурс на очистку 7 километров реки Кишон. Именно эта часть является самой загрязненной. Проект спонсируется предприятиями, сбрасывавшими долгие годы вредные вещества в реку.

Земснаряд уже успел очистить 1,7 километров дна реки. Наша лодка причаливает возле огромного комплекса, к которому проложена труба. Встреченный ранее канадский земснаряд зачерпывает со дна реки загрязнеённую почву и промышленный мусор.

Труба, тянущаяся вдоль берега является насосом, которая принимает у «канадца» весь его улов, направляя его в очистительный комплекс.

Здесь вода и почва разделяются и проходят длительную биологическую очистку. Очищенная вода вновь возвращается в реку. А вот очищенная почва становится частью искусственных холмов, которые созданы на месте бывшей городской мусорной свалки.

В рамках этой операции будут очищены 7 километров русла реки. Государство придаёт огромное значение проекту. Его стоимость оценивается в 200 миллионов шекелей (!). И нелишне будет отметить о том, что несколько месяцев назад также на моторной лодке от устья реки Кишон к означенному комплексу привезли главу правительства Биньямина Нетаньягу. Он проявил повышенную заинтересованность к проекту и назвал его «Проектом национального значения»…

 

Просмотров: 978 | Добавил: Avner | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar